Служба психолого-педагогической поддержки

С момента рождения у всех людей есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от прав юридических. За защитой своих личных прав мы не можем обратиться к закону, а должны рассчитывать только на себя и свои возможности. Но для этого необходимо знать правила ассертивного поведения.

Правила ассертивного поведения

Ассертивное поведение – уверенное неагрессивное поведение (от англ. assertive), когда человек четко осознает собственные права и цели, но при этом также учитывает права и цели других людей.

Вы имеете право:

—  иногда ставить себя на первое место;

—  просить о помощи и эмоциональной поддержке;

—  протестовать против несправедливого обращения или критики;

—  на собственное мнение и убеждения;

—  совершать ошибки, пока не найдете свой собственный путь;

—  предоставлять людям возможность самим решать их собственные проблемы;

—  говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;

—  не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

—  побыть одному (одной), даже если другим хочется вашего общества;

—  добиваться изменения договоренности, которая вас не устраивает.

Вы не обязаны:

—  быть безупречным(ой) на 100%;

—  следовать за толпой;

—  любить людей, приносящих вам вред;

—  делать приятное людям, неприятным вам;

—  выбиваться из сил ради других;

—  чувствовать себя виноватым за свои желания;

—  мириться с неприятной ситуацией;

—  жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

—  сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

—  делать больше, чем вам позволяет время;

—  выполнять неразумные требования;

—  отдавать то, что на самом деле не хочется отдавать;

—  отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, следует помнить, что они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Советы родителям

—  Почаще говорите с детьми, не оставляйте их наедине с проблемами.

—  Если ребенок, соблазнившись рекламой или обещанием подарков, решает пойти на проповедь или духовный семинар, предложите ему другое мероприятие, а если уж он решил пойти, сходите вместе с ним и по окончании объясните ложность этого учения.

—  Подросток стал замкнут – поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит, и если вы узнали, что у него появились новые друзья и он ходит на какие-то проповеди, возьмите отпуск и поезжайте с ребенком подальше от его новых знакомых. В случае, когда разговор с ребенком не получается, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.

Если ваш ребенок попал в секту:

—  Не позволяйте себе агрессивных высказываний в адрес его увлечения.

—  Секты заинтересованы в разрыве с бывшим окружением их новой жертвы, в том числе и с семьей. Ваща ссора с ребенком будет им только на руку.

—  Мягко обращайте внимание вашего ребенка на явные противоречия в его поведении и высказываниях.

—  Старайтесь укрепить эмоциональную связь с ним. По возможности сохраняйте спокойствие, чувство такта, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни, которые были в вашей семье до секты.

—  Собирайте всю возможную информацию по деятельности секты. Постарайтесь понять, какими методами они удерживают в ней вашего ребенка.

—  Постарайтесь выявить и устранить источник тех проблем, которые загнали его в секту.

—  Налаживайте контакты с людьми, которые попали в похожую ситуацию, зовите на помощь школу, пытайтесь воздействовать на ответственных чиновников, в том числе и в департаменте образования, и в правоохранительных органах.

Если тебе плохо на душе…

Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе… Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой: “Я могу разорвать этот замкнутый круг!”, и улыбнись!

—  Помни, безвыходных ситуаций не бывает! Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?

—  Помни, ты не один в этом мире. Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.

—  Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты. Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

— Опираться на сильные стороны личности ребенка

—  Не подчеркивать его промахи

—  Показывать, что вы удовлетворены им

—  Демонстрировать любовь и уважение к ребенку

—  Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие – такие, с которыми он  может справиться

—  Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием

—  Проводить с ребенком больше времени

—  Внести во взаимоотношения с ним юмор

—  Уметь взаимодействовать с ним

—  Позволить ему решать самому решать проблемы там, где это возможно

—  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

—  Принимать индивидуальность ребенка

—  Проявлять веру в него

—  Демонстрировать оптимизм

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность Вам. Дайте ему эту возможность, и тогда Вы тоже не будете одиноки.

Родителям проблемного ребенка:

—  Не удивляйтесь поведению ребенка, каким бы оно ни было

— Содействуйте психическому уравновешиванию путем «оправдания» его поведения

—  Обеспечьте ребенку свободу выбора, чтобы помочь ему быть самим собой

—  Покажите предметный и социальный результат того, что сделано ребенком,   чтобы он смог осмыслить происходящее

—  Покажите ребенку иной способ поведения как альтернативу самоопределени

—  Попытайтесь активизировать сознание  ребенка, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося

—  Защитите ребенка от внешних оскорблений, чтобы создать условия  для реализации им себя на другом уровне культуры

—  Придумайте неожиданное индивидуальное решение,  нарушающее  логику ожидаемого воздействия

—  Помните,  ваше   воздействие   должно   быть   направлено   не   на исправление поведения, а на развитие способности к саморегуляции,  побуждение и поощрение личной ответственности за сделанный  выбор.

Как помочь детям хорошо вести себя?

Большинство родителей беспокоятся о том, все ли они делают правильно. Конечно, не существует «совершенного» родителя. У любого родителя могут возникнуть трудности, и все озабочены тем, как эти трудности влияют на детей.

Одной из проблем, больше всего волнующих родителей, является вопрос дисциплины: как заставить детей хорошо себя вести. Для многих родителей этот вопрос может быть сложным. У каждого есть свой взгляд на то, как успешно воспитывать детей.

Не приведет ли недостаток дисциплинарных мер к тому, что дети выйдут из-под контроля? Не приведет ли слишком жестокая дисциплина к тому, что дети отвернуться от вас?

Мы знаем, что нужно ставить запреты для детей ради их безопасности, но воплотить их в жизнь – задача не из легких. Эта брошюра расскажет вам о позитивных способах хорошего поведения детей.

Позитивный подход заключается в похвале и одобрении того поведения, которого вы хотели бы добиться от ребенка, и формирования в нем уверенности, что вы обращаете внимания на это хорошее поведение (но внимание не должно включать шлепки!).

Некоторые родители волнуются, что дети выйдут из-под контроля, если они их не шлепнут, но это не соответствует истине. Чем больше вы показываете любовь и уважение, тем лучше дети понимают причины, по которым вы ждете от них определенного поведения, и тем больше они хотят порадовать вас. Использование такого подхода поможет обеспечить такую ситуацию, когда любое наказание станет крайней мерой воспитания ваших детей.

Позитивные возможности для родителей:

—  Подавайте ребенку пример своим собственным поведением.  Дети обучаются, копируя поведение, и они также будут копировать ваше.

—  Изменяйте обстановку, а не ребенка.  Лучше хранить дорогие, хрупкие или опасные для ребенка предметы в недоступном для него месте, а не наказывать ребенка за естественное любопытство.

—  Побуждайте детей к хорошему!  Говорите детям то, чего вы от них хотите, а не то, чего не хотите.

—  Предъявляйте умеренные требования.  Не забывайте спросить себя, соответствуют ли ваши требования возрасту ребенка и ситуации. Следует быть терпеливее с очень маленькими детьми, или с теми, кто устал или болен.

—  Не слишком полагайтесь на поощрения и наказания.  Когда дети становятся старше, награда или наказание имеют для них все меньшее значение. Объясняйте детям, почему вы приняли то или иное решение. Договаривайтесь со старшими детьми. С малышами используйте тактику отвлечения.

—  Не прибегайте к крикам или шлепкам.  Кажется, что вполне возможно разок шлепнуть ребенка, но родители могут поймать себя на том, что для достижения того же результата они начинают бить все сильнее и сильнее. Крича на детей и постоянно критикуя их, вы можете только навредить им, вызвать долговременные эмоциональные проблемы. Такого рода наказания не помогут детям развивать самоконтроль и уважение к другим.

10 шагов, чтобы стать хорошим родителем:

—  Любовь – это самая важная потребность всех детей.  Любовь также важная позитивная составляющая воспитания. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря «я тебя люблю», тем больше они хотят доказать вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважение к своей личности.

—  Слушайте внимательно, что вам говорят дети.  Проявляйте интерес к тому, что они делают и чувствуют. Убедите их, что все чувства естественны – надо только уметь их выразить. Чем чаще вы будете так делать, тем реже вам придется прибегать к наказаниям.

—  Даже при самых любящих и внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты).  Это – часть родительских обязанностей. Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Эта не каприз – это часть процесса обучения. Дети чувствуют себя более защищенными (хотя иногда и жалуются), если вы придерживаетесь установленных правил, при условии, что они обоснованы.

—  Смех помогает разрядить напряженную ситуацию.  Иногда родители бывают слишком серьезны, словно юмору не место в общении с детьми. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.

—  Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют – это ключ к пониманию их поведения.  Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете понимать своего ребенка.

—  Хвалите и одобряйте своих детей.  Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.

—  Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека.  Привлекайте ваших детей к принятию решений, особенно если эти решения как-то влияют на их жизнь; прислушайтесь к их точке зрения. Если же вы поддались искушению сказать что-нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем-то обидели их.

—  Установите определенный порядок дня.  Маленькие дети чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для приема пищи, сна или время для шумных игр.

—  Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими с очень маленькими детьми.  Однажды установив в своей семье правила, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас. Иногда, вне дома, вам потребуются другие правила, которые необходимо объяснить детям.

—  Не забывайте о своих собственных потребностях! Eсли вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Займитесь чем-нибудь, от чего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше выйдете, успокойтесь и сосчитайте до 10.

Несколько фактов, которые могут удивить вас:

—  Иногда капризы и непослушание – это здоровый признак.

Дети от природы восторженны и любопытны, поэтому иногда их поведение взрослые называют «капризами». Но было бы очень странно, если бы ваш ребенок никогда не портил вещи и никогда бы не ошибался.

Это не значит, что можно разрешать детям делать все, что угодно! Им необходимо учиться соблюдать правила, принятые в вашей семье, и правила общения с другими людьми. Поэтому запасите временем и наберитесь терпения, чтобы помочь детям научиться контролировать себя.

—  Часто дети не понимают, за что они были наказаны.

Исследования показывают, что дети часто запутываются во взрослых правилах. Они не всегда понимают, что они сделали неправильно. Это особенно относиться к тем случаям, когда ребенка отшлепали, потому что взрослые были слишком злы или расстроены и не разобрались в чем дело.

—  Дети имеют право на хорошее отношение к себе.

Это значит, что дети имеют права и одно из них – право быть защищенными от всех форм физического и психического насилия и намеренного унижения.

—  Давая возможность детям выбирать, вы тем самым помогаете им вести себя хорошо.

Не спорьте со своими детьми по вопросам, которые не имеют принципиального значения. Постарайтесь предоставить выбор им самим: что одевать и что есть, чтобы они не чувствовали себя обиженными, постоянно находясь под контролем. Это поможет устранить вспышки гнева и «трудное» поведение ребенка.

—  Родители тоже люди, и порой воспитание детей представляется невероятно тяжелой работой, особенно если все остальные дела тоже лежат на ваших плечах. Когда вы чувствуете себя загнанными в угол, вы можете сорвать свою усталость и злость на детях, но, как правило, позже вы испытываете чувство вины.

Цель работы психологической службы школы

Основная цель работы психологической службы школы – оптимизация образовательной среды с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающихся.

Зачем в школе нужен психолог?

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультироание родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

—  Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

—  Коррекционные занятия  могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

—  Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

—  Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целямпсихологической профилактики.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

—  Трудности в учёбе.  Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

—  Взаимоотношения в классе.  Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

—  Взаимоотношения с родителями.  Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми – с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

—  Выбор жизненного пути.  Девятый, десятый и одиннадцатый класс – время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и  способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

—  Самоуправление и саморазвитие.  Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог – человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.