В системе оценки качества образования должны появиться инструменты, позволяющие оценивать умения обучающихся решать сложные задачи в меняющихся жизненных обстоятельствах.
Важным обстоятельством и одним из базовых принципов оценки качества должно стать сопоставление внешней оценки и самооценки субъекта образовательной деятельности. Иными словами, оценка качества образования невозможна в условиях неразрешенного конфликта представлений о самом качестве образования у субъектов оценки.
Помимо этого, должны измениться технологические и инфраструктурные решения, обеспечивающие существование современных систем оценки качества. Привычными должны становиться электронные формы и способы сбора данных, публичное представление оценки качества образования в СМИ, в том числе, в социальных сетях.
Применительно к школьному образованию это означает, что должны закрепиться и/или появиться такие новые исследования как:
- мониторинговые исследования качества образовательных результатов и эффективности деятельности образовательных систем, построенные на компетентностной основе с учётом методологии международных сопоставительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и другие)
- социологические исследования мнений участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг о качестве образования
- электронные системы сбора, хранения и обработки информации о качестве условий осуществления образовательного процесса (наличие оборудования, спортивной инфраструктуры, медицинского обслуживания, кадров с необходимой квалификацией, библиотек, инфраструктуры электронного обучения, системы питания и пр.)
Стратегическим направлением формирования ОСОКОО должно стать обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования.
На нынешнем этапе важным является исследование по вопросам преподавания и обучения, а также оценка индивидуальных достижений учащихся в рамках нескольких оценочных процедур:
- PISA (Programme for International Student Assessment);
- TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study);
- PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study);
- ICCS (International Civic and Citizenship Study);
- TALIS (Teaching and Learning International Survey).
В 2020-2021 учебном году 52 обучающихся приняли участие в PISA.